У каждого народа свои свадебные ритуалы. Но ни один обряд не сравнится по красоте и щедрости с армянским, ведь армянская свадьба - это гуляние длиной в неделю, заколотый жертвенный бык, богатый стол, несметное число подарков, джигитовка, выстрелы в воздух и длинные красивые тосты. А центральное место занимает, конечно, сама церемония, в которой каждое движение и слово несут сакральный смысл.

Хоть браки и заключаются на небесах, в Армении с древних времен родители жениха сговариваются с родителями невесты. Еще до смотрин родственники молодых определяли сумму выкупа за невесту. Впрочем, если нужной суммы не было, жених мог просто украсть, «умыкнуть» возлюбленную.
Невесту сыну, в соответствии с обычаями, выбирали родители. Особенно ценилась скромность, хорошее здоровье и трудолюбие девушки. О внешности говорили: «Пусть будет некрасивой, лишь бы хорошей женой была».

Сватовство

С просьбой дать согласие на замужество дочери в дом будущей невесты отправляли женщину-посредницу. После этого и начиналось сватовство. Сваты (мужчины из родни жениха) обращались к родителям девушки таким образом: «Мы пришли взять из Вашего очага горсть золы, чтобы смешать ее с золой нашего очага».
Считалось неприличным сразу принять приглашение, а потому сваты приходили еще неоднократно. Согласие родителей давалось тоже в иносказательной форме: «Не будем спорить, платок пусть будет Ваш». Сговор скреплялся подарком – кольцом для невесты, или каким-либо другим украшением. После этого родителей жениха приглашали на смотрины.

Обручение

День обручения – один из важнейших в свадебном цикле. В этот день в доме невесты накрывали стол и приглашали близких родственников. Только через час после прихода жениха девушку выводили к гостям. Свита жениха должна была принести в дом сладости, фрукты и вино, освященные в церкви, а также обручальный подарок. Жених преподносил в подарок невесте обручальное кольцо, а будущая свекровь – золотые часы. Обязательно звучал тост за «два цветка» - жениха и невесту. Гости дарили подарки и провожали молодых, которым нельзя было оставаться в этот день на празднике. До поздней ночи продолжалось гуляние.
День свадьбы назначался месяц спустя. В этот день обе стороны торговались, определяя сумму выкупа и размер приданого. Особым обрядом была подготовка свадебного наряда, который шили в торжественной обстановке, пригласив близких родственниц с обеих сторон.

Ах, эта свадьба

Свадьба – hapсаник – игралась поздней осенью или зимой. Главную роль в обряде играли посаженные отец и мать - кавор и кавора. Свадьба начиналась утром одновременно в обоих домах: во дворе дома жениха под звуки зурны закалывали свадебного быка (мсацу), его шея обязательно украшалась гирляндой из яблок. Ритуал проходил под песни и танцы молодых девушек. Жених складным ножом надрезал  шею быка, закрывал нож и клал его в карман. Кавор кровью быка смазывал жениху лоб, а мать обмакивала в крови красную нить и хранила ее до брачной ночи. Согласно древним поверьям, это должно было способствовать беспрепятственному соединению молодых. Бык у армян с давних времен являлся символом плодородия, поэтому все обрядовые действия способствовали деторождению.

К церкви молодожены шли рядом. К поясу жениха привязывался платок, конец которого держался у груди невесте – так никто не мог пробежать между молодыми и лишить жениха мужской силы. Друзья со свечами и факелами окружали жениха и невесту. Все шествие проходило под песни, стрельбу в воздух, крики – шум должен был отгонять злых духов. Гости внимательно следили, чтобы никто не бросил на крышу камень – считалось, что это грозит невесте бесплодием. Во время венчания над головами молодых кавор держал скрещенные меч и ножны, что служило оберегом от нечистой силы и сглаза.

В церкви жениху и невесте на руку повязывался нарот – шнур из красных и зеленых нитей. Снять нарот мог только священник, который его повязал. И до его снятия молодые не имели права взойти на брачное ложе.

Из церкви новобрачные вновь шли рядом, но молодая жена слегка отставала от мужа, поскольку держалась за полу его платья. Возвращались домой другой дорогой, чтобы обмануть злых духов и избежать встречи с ними.

Свадебное застолье

Открывали застолье тосты в память покойных родственников. Затем произносились тосты за счастье молодых и их родителей. Пиршество проходило под песни, пляски, длилось несколько часов. Обязательно на свадьбе устраивали канч – сбор денег. Впрочем, вместо денег гость мог подарить теленка или овцу. Все собранное передавалось матери невесты. Помимо денег гости дарили небольшие украшения и подарки – их молодая забирала в дом мужа, чтобы одарить его близких родственников.
После того как расходились гости, начиналась демонстрация приданого: каждую вещь показывали отдельно под общее одобрение.

Прощание с домом

Кульминация свадьбы наступала в воскресенье, когда невесту перевозили в дом жениха. В обоих домах в этот день опять приглашали гостей. После небольшого угощения жених и его свита отправлялись в дом родителей невесты. Отец невесты выводил дочь за руку и передавал отцу жениха, говоря при этом: «Передаю тебе добро – пользуйся им на счастье». Отец жениха в свою очередь обещал беречь как «свет своих очей». Обряд этот сопровождался особой грустной мелодией, под которую невеста целовала руку отцу и матери, а жених – всем ее родным.
До тех пор, пока родственники невесты не получало от каворы выкуп – ягненка или козленка – они не выпускали участников свадьбы. Сопровождалось же свадебное шествие джигитовкой на конях, выстрелами и криками.

Подходя к дому жениха, его родители устраивали шуточную борьбу, в которой по обычаю побеждала мать. На пороге дома перед приходом новобрачных закалывали жертвенного барашка или петуха. Молодоженов осыпали сушеными фруктами, орехами, зерном, конфетами, мелкими деньгами – это должно было принести молодой семье благополучие. Перед невестой ставили горшочек с маслом, которым она смазывала косяк двери и волосы свекрови. Это был знак пожелания богатства дому. Свекровь «для сладкой жизни» клала в рот новобрачным по кусочку сахара.

Когда гости уходили, священник снимал с молодых нарот, развязывал узел нитки, окровавленной при закалывании быка, раскрывал нож. У постели ставили вино, мед, фрукты и сладости, в доме из домашних не оставался никто.

Люди придерживаются национальных свадебных ритуалов из века в век. В злых духов сегодня верится с трудом, но остается очень весомый аргумент в пользу свадебного обряда – его невероятная красота и зрелищность.