В Индии существует прекрасная легенда о муже и жене, которые были замечательной парой. Никогда в жизни они не взглянули на кого-либо еще, жили долго и счастливо и умерли в один день. Недалеко от полярной звезды в тот же вечер взошла звезда Анадурата, олицетворяющая счастливую семейную пару. Эту звезду в день свадьбы показывает жених своей невесте, призывая ее следовать примеру счастливых влюбленных

Индийские свадебные обряды.

Отличительной чертой свадебных обрядов Индии является традиционность – они практически не изменились за прошедшие тысячелетия.

Брак в Индии полностью зависит от решения родителей жениха. Именно они подбирают подходящую для сына невесту и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. Очень мало зависит от девушки – родители могут приказать ей выйти даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийский брак носит название «брак по предварительной договоренности».

После того как предварительная договоренность между родителями достигнута, организуются две встречи молодых. Встречи эти называются «ашир-вад» - «благословение». Первая проходит в доме невесты, вторая – в доме жениха. Молодые в ходе этих встреч одаривают друг друга, а также получают подарки от родных.

Жениху и невесте не разрешается ничего есть в день свадьбы, вплоть до начала церемонии. В доме жениха девушками из числа родственниц исполняются свадебные песни и танцы. После этого совершается «гайе холуд» - обряд восхваления желтого цвета, небольшой, но очень важный ритуал. Желтый цвет в Индии ассоциируется с цветом солнца и является символом верности. Эта церемония весьма похожа на праздник красок «холи». Разница в том, что краска здесь одна – желтая. Все присутствующие красят себе лбы, а после обсыпают друг друга желтым порошком.

После церемонии «гайе холуд» отец жениха торжественно перечисляет по именам усопших родственников, словно призывая их в свидетели. Духам предков сообщается о том, что их потомок женится. Затем участники церемонии отправляются к дому невесты, и ритуал повторяется.

Саму свадьбу по обыкновению играют вечером. Торжество обязательно проходит в доме невесты, куда к назначенному времени прибывает жених в окружении родных и друзей. Для совершения обряда строится маленький храм: укрытый тентом, с четырьмя пальмами по углам, украшенный множеством цветов, в основном желтых оттенков. Невесту выносят на деревянном паланкине к жениху, стоящему в ожидании на плоском камне. Невеста одета в богатый, обычно ярко-красный сари и множество украшений. Носильщики обходят вокруг жениха семь раз, а затем, остановившись, просят молодых посмотреть друг другу в глаза. Этот взгляд – самый первый – называется «шухбо дришти».

Затем вся свадебная церемония движется к тому месту, где священник произносит молитву, выслушивает клятву молодых и соединяет руки новобрачных гирляндой цветов. В этот момент жених наносит черную краску на лоб и пробор своей суженой – теперь они муж и жена. После празднования проходят в помещении под названием «бозарган». Устраивается целое представление с песнями и танцами. Длится веселье всю ночь, лишь утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа. Там молодых также ждут благословение и подарки, но никаких церемоний в этот день не происходит. Лишь на следующий день родственников жены принимают в доме мужа. Для них устраивают обед и развлечения.

В обеспеченных индийских семьях свадьбы очень дорогие. В зависимости от материального положения родителей, торжество обходится от пяти до двадцати тысяч рупий. Но особенно дорогостоящее мероприятие – свадьба в штате Пенджаб. За невестой полагается большое приданое, а родители молодоженов стремятся перещеголять друг друга, блеснув и богатством, и щедростью.

На помолвке жених надевает на палец невесты кольцо. И в один-два напряженных месяца до свадьбы родители собирают приданое дочери. В приданое входят множество сари, одежда, украшения, кухонная утварь. На протяжении двух последних дней до свадьбы невеста никуда не выходит, а ее дом украшают гирляндами цветов, разноцветных лампочек и фольгой.

В долгожданный день свадьбы собирается до 700-800 гостей – всех их обеспечивают жильем и угощением родители невесты. Саму невесту одевают в ярко-красное сари, а руки обязательно украшаются красными браслетами – это знак того, что девушка выходит замуж. Эти браслеты она носит еще как минимум месяц после торжества.

Вечером невеста терпеливо дожидается жениха на открытой площадке возле дома. Лицо девушки наполовину прикрыто сари, подчеркивая то, что пенджабские девушки очень скромны и застенчивы.

Жених прибывает верхом на лошади. Одежда его расшита золотом, он подпоясан огненным кушаком, а на голове его – яркий тюрбан. Позади скачет его дружка – «маленький жених» - в таком же наряде, на разукрашенной лошади.

Как правило музыканты сопровождают эту процессию. Всем прохожим понятно, что происходит на этой улице, поскольку гости веселятся, пою и танцуют прямо на дороге. Родители невесты встречают жениха у ворот и ведут его к новобрачной. Молодые обмениваются гирляндами цветов, что означает венчание.

После ужина молодых ведут в маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом – «веди». В его центре горит огонь. Один конец сари невесты привязывается к кушаку жениха – это знак их союза и привязанности друг к другу. Молодых сажают возле огня, а после они должны подняться и, взявшись за руки, обойти вокруг огня семь раз.

Теперь они уже супруги. Молодого мужа, с шутками, по возвращении в дом невесты, укладывают спать в отдельной комнате. Жена же остается в девической спальне. Родственники мужа ночевать отправляются к себе домой. Утром молодую жену уводят в дом мужа – все в том же свадебном наряде. В дом родителей молодая жена теперь придет только через месяц.

Церемонии обручения во многих районах Южной Индии не существует. Первым делом родители жениха и невесты изучают гороскопы молодых и не спешат объявлять о дне свадьбы. Родители невесты приглашают на смотрины будущих свойственников только если совпадут звездные предначертания.

За четыре дня до свадьбы, когда наконец начинаются торжественные приготовления, съезжаются все родственники невесты. Во дворе ее дома воздвигается пандал – особый навес, украшенный гирляндами из кокосов и бананов, разноцветными огнями и цветами. В центре него устанавливается большая чаша, наполненная рисом до краев. Поверх риса кладется цветок кокосовой пальмы – все это вместе символизирует счастье. Вокруг чаши зажигают огни. Церемония, однако, начинается в храме, и присутствует на ней одна невеста. В храм девушку, одетую в свадебное сари, ведут в половине седьмого утра. Там невеста бросает на пол четыре кокосовых ореха, затем раздает милостыню беднякам и возвращается домой.

Жениха встречают отец и дядя невесты. На пути будущего мужа не должна попасться ни одна женщина из дома. Младший брат невесты встречает жениха у самых ворот, моет ему ноги и целует его, в знак родства будущих зятя и шурина.

Затем жениха приводят в пандал и сажают около чаши с рисом. В сопровождении матери, родных и друзей, появляется невеста. Под звуки свадебной мелодии жених встает, невеста медленно надевает ему на шею гирлянду из цветов, получая от жениха такую же. Молодые обмениваются кольцами, жених дарит невесте золотую цепочку. Носить ее невеста будет до конца своих дней.

На юге женщины не ставят на лбу знак замужества и не выкрашивают пробор. Таким знаком для них служит золотая цепочка, снять которую считается плохим предзнаменованием.

Вечером, в отведенной для молодых комнате мужу вручают стакан с молоком и оставляют одного. Молодую жену уводят к гостям. После праздничного ужина все гости со стороны жениха возвращаются домой, а невеста – в комнату к мужу. Наутро он увозит жену в свадебное путешествие.

Свадебные церемонии в разных уголках страны различны, но в них есть и общее. Очень схожи повсюду слова торжественной клятвы, которую юноша и девушка произносят, вступая в брак: «Клянемся быть вместе и в горе, и в счастье – до того дня, когда смерть разлучит нас…»